Пурим – Божье избавление от геноцида
Пурим, он также называется праздником жребиев, празднование которого приходится на конец февраля или начало марта в память о спасении евреев от попытки истребления, предпринятой Аманом в V до н.э. в Персии
Есть те, кто заявляют, что Пурим – празднество, отмечаемое сегодня иудеями - http://stl.ngo/news/purim/, имеет более светский характер, чем духовный, но этого нельзя сказать о нем в тот год, когда его основали. Мардохей и Эсфирь служили Богу, и цель праздника была – это воздать честь ему. Название праздника происходит от слова «пур», означающий «жребий». Аман кидал пур, чтобы назначить подходящую дату для воплощения своего намерения уничтожить иудеев.
Эта занимательная история, взятая из Библии, рассказывает о том, как Бог при помощи Эсфири уберег иудеев от истребления.
Считается, что действия, записанные в книге Эсфирь, происходили в те дни, когда Персидское государство пребывало в зените своей славы и что рассказ захватывает где-то 18 лет правления Ахашвероша (Ксеркса I)
Эсфирь растил Мардохей, он был близким родственником со стороны отца. Он был придворным царя, находившимся у ворот дома царя. Лишив свою жену Вашти королевского звания, за неповиновение, Ахашверош повелел отобрать всех красивых девушек, для того чтобы сменить Вашти. Таким образом, Эсфирь оказалась во дворце, при этом, послушав Мардохея, скрыла о том, кем она является. По истечении времени царь Ахашверош избрал царицей – Эсфирь. Но даже находясь в доме царя, она продолжала отношения с Мардохеем, прислушиваясь к его советам. Как-то Мардохей узнал, что царя собираются убить, он известил об этом Эсфирь, а та сообщила супругу.
Спустя 4 года, Аман, главный чиновник царя Ахашвероша, поставил цель – истребить всех иудеев во всех подвластных районах. С позволения царя он составил повеление, дающее ему возможность воплотить свой замысел. Получив информацию и руководство от Мардохея, Эсфирь сообщила царю о коварном замысле Амана. То, как Аман повел себя после этого, повергло негодующего монарха в сильное бешенство, и Амана казнили. Затем Эсфирь просит царя отменить указание. Царь издает новый указ (поскольку 1-ый нельзя аннулировать – закон мидян и персов нельзя было отменять – 23 сивана выпущен второй указ), предоставлявший иудеям возможность защищаться в тот день, когда должно было наступить их уничтожение. Под руководством Мардохея был составлен новый указ, переведен и распространен во многие области Персидской державы. Из-за царского повеления и из-за боязни перед Мардохеем, занявшего место Амана, все чиновники империи посодействовали иудеям, в победе над противниками.
Чтобы евреи были избавлены, царице Эсфирь пришлось рискнуть своей жизнью, исполняя распоряжение Мардохея. Она три дня постилась, чтобы появиться пред царем и позвать его на пир, во время, которого она смогла обратиться к царю с просьбой.
Стремясь, чтобы это событие осталось в памяти, Мардохей обязал иудеев отмечать его каждый год 14 и 15 адара, так чтобы эти дни были днями пиршества и веселья. Позже было записано послание, одобренное царицей Эсфирь, с распоряжением праздновать этот праздник. Его надлежало отмечать каждый год в определенное время, из рода в род, в каждом доме, области и городе.
Мардохей сыграл ключевую роль в событиях, относящиеся к торжеству, поэтому в книге Маккавеев – это празднество, называется также «днем Мардохеевым» (2 Маккавейская 15:36, СП).
Евреи по сей день продолжают справлять этот праздник, который оброс обычаями и традициями. К примеру, день – 13 адара стал называться «постом Эсфири». День, когда позволяется выполнять работу и продавать.