Адвокатура
Адвокатура (от лат. advocates - призван) - профессиональная сообщество лиц, получивших статус адвоката и занятых адвокатской деятельностью.
Адвокатура является важным правовым институтом развитых государств, стоящего на страже прав и свобод граждан и их объединений. Это также сложная социальная система, которую составляют все адвокаты отдельного государства.
Устройство адвокатуры, ее публично-правовой статус в каждой стране имеет свои особенности. В некоторых странах действуют несколько адвокатских корпораций. В европейской правовой культуре общепринятым является предоставление правовой помощи профессиональным адвокатом. В этом смысле, адвокат выступает под разными названиями этой профессии: правозащитник ( нем. Rechtsanwalt ) в Германии, адвокат в России, Украине, ( фр. Avocat ) в Франции, ( итал. Avvocato ) в Италии. В некоторых государствах функции адвоката выполняют представители двух профессий. Например, в Великобритании - барристер ( англ. Barrister ) и Солиситоры ( англ. Solicitor ), в Польше - адвокат ( пол. Adwokat ) и правовой советник ( пол. Radca Prawny ). На заметку: адвокат по уголовным делам недорого.
История адвокатуры
Исторические источники свидетельствуют, что ростки адвокатуры возникли еще у древних народов, когда в племенах или между ними возникали споры и их урегулирование потребовало от вождя племени выполнения функций, подобных правосудия. Находились советники вождя, которые информировали его о сути конфликта, придавали ему советы относительно урегулирования ситуации, принятия решения. Одновременно появилась и потребность в защите, который осуществляли родители или друзья, так называемая семейная адвокатура. При рассмотрении спора собирались родственники, соседи, знакомые, которые выражали свое мнение в пользу каждого из противников, или советовали, какая из сторон является правой, помогали обратиться к вождю тем, кто был недоволен принятым им решением, произносили речи в защиту определенного лица. То есть уже тогда отличались люди, которые защищали чьи-то, а не свои, интересы.
Лица, профессионально занимались правозащиты, появились значительно позже, когда обычное право заменялось писаными законами.
В литературе отстаивалась мысль, что адвокатура существовала во все времена и у всех народов, ей придавали божественное происхождение, утверждалось, что скорее всего адвокатура возникла еще тогда, как только люди впервые усвоили формы гражданского устройства. Предполагалось, что адвокатура родилась вместе с первым судебным процессом, где перед первым судьей выступил и первый адвокат. В древних странах правосудия осуществлялось с применением принципов устности, гласности, состязательности (например, в Древней Индии ) или, наоборот, процесс был письменный и тайный (например, в Древнем Египте ). В древних иудеев, где суд был состязательным и гласным, подсудимые имели право на защиту, осуществлять могла каждый человек, а впоследствии эту функцию выполняли кандидаты на судейскую должность, на участие которых бралась согласие лица, которое они защищали.
Начало судебного красноречия в Греции относится к временам Солона (640-559 гг. н.э.), афинского архонта (высшее должностное лицо в Древней Греции), которого считали одним из семи выдающихся греческих мудрецов. Он ввел обязанность каждого защищать свое дело в суде лично, никакие замены не допускались. Однако во многих случаях соблюдение закона Солона было невозможно и тогда это правило позволялось поднимать и допускать представительство и замену одного лица другим, например, лиц, не обладавших достаточно словом, детей, женщин, а также в случае защиты общественных интересов. Обращаться к ритора ( оратор в Древней Греции и Риме ) или к софиста (профессионального оратора, учителя красноречия), которым уплачивался гонорар, который оставался в секрете, разрешалось судьями в исключительных случаях, когда лицо не владела языком.
Довольно часто речи для обеих сторон писали логографы - лица, которые составляли судебные речи (в Афинах с конца V в. до н. э) от имени клиента, с учетом его характера, образованности, других его черт, для его личного (как стороны ) выступления на суде. Логографы выполняли роль помощников, суфлеров, которые зачастую были рядом с клиентом, чтобы при необходимости ему подсказать, исправить его ошибку. Нередко клиент после изложения обстоятельств своего дела просил заслушать еще и оратора, которым зачастую и был логограф. Известен факт, что к этой деятельности удался и Демосфен, который начал свою карьеру писанием логограф. Он, в частности, писал речи для лиц, которые защищали самостоятельно свои интересы в суде, написанные им речи произносили те, кто не владел языком.
Адвокатура в Греции была преимущественно связана с ораторским искусством, в то время было развито крайней мере более право. Таким образом красноречие, в условиях устного и гласного судопроизводства перед живой аудиторией, замещали недостаточность юридических знаний. Более осведомленными в законодательстве были юрисконсульты, которые составляли правовые документы, но лично не выступали на суде, они только сопровождали ораторов на суд и сообщали им необходимые юридические сведения. Подготовка к адвокатской профессии сосредоточивалась именно на занятии ораторским искусством, которое было на первом месте, а не на изучении законодательства. Аристотель отмечал: «Стыдно не уметь защищаться словом». Плохо говорить почти наверняка означало проиграть дело.
Цицерон утверждал, что ораторское искусство развивалось исключительно в Афинах. Признавалось, что именно в Афинах были все необходимые условия для появления адвокатуры: демократическое устройство республики, развито общественную жизнь, процветание ораторского искусства, устность и публичность проведения перед судом, который состоял из народа, принцип состязательности.
Возникновение и становление адвокатуры в Древнем Риме связано с соответствующими реформами, которые привели к появлению адвокатской профессии. В течение первых пяти веков в Риме не было необходимости в судебном красноречии, поскольку действовал судебный патронат патрициев, привилегией которых было знание законов и процесса, и которые вели дела своих клиентов без какого-либо вознаграждения.
С усилением Рима, централизацией правосудия значительно увеличивалось количество громких судебных процессов, где защита, как и обвинения, были независимы, ибо каждый имел право выступать в качестве обвинителя в уголовном суде. Уголовный процесс осуществлялся перед всем народом - на площади, где рассматривались обвинения в вымогательстве, насилии, изменах и т.д.. Итак, адвокаты обращали свое слово к огромному количеству присутствующих и должны были делать это изящно, ориентируясь на толпу, давая настроение, применяя риторические приемы воздействия на тех, кто пришел на площадь выразить свое отношение к делу, которое рассматривалось. Внешний «красивости» речи уделялось огромное внимание, каждый жест, игра голоса, ударение, эмоциональность направлялись на то, чтобы понравиться толпе, убедить его, вызвать поддержку.
Большинство адвокатов в Риме занимались исключительно ведением судебных дел. Адвокатом мог быть каждый, юридических знаний не требовалось, это было прерогативой юрисконсультов - особых поверенных, которые составляли представление записки по вопросам права, но которые не выступали лично на поддержку своего мнения в суде. Таким образом, профессия адвоката была широко доступной для всех, кто намеревался достичь популярности, прослыть общественного деятеля.
Адвокатский гонорар ( деньги, подарки ) был запрещен в Риме ( lex Cincia de donationibus ). Однако награда измерялась другим - признанием, ведомости, общественными должностями; многие из адвокатов достигал высоких общественных должностей, продолжая адвокатскую деятельность.
Основу адвокатской профессии в Риме составляло умение адвокатов составлять и провозглашать судебные речи, следовательно, на первый план выдвигалось искусство «судоговорение», которому постоянно учились, приспосабливая язык для каждого конкретного случая, не полагаясь на импровизацию.
С началом падения судебного красноречия совпадает развитие римского права, что существенно повлияло на адвокатскую профессию, поскольку остро возникла необходимость отказаться от красивых, но часто бессмысленных речей и глубоко овладеть юридическими знаниями. Ораторское искусство постепенно утратило свою важность, а речи адвокатов становились более конкретными, построенными не на театральности и ораторских приемах, а на применении права. Адвокатура нашла организационные формы своей деятельности.
Задача адвокатуры
На адвокатуру возлагается:
консультирование и предоставление разъяснений по правовым вопросам;
представительство в судах и других государственных органах в гражданских, хозяйственных и административных делах;
составление документов правового характера;
защита лица от уголовного обвинения на всех стадиях процесса;
предоставление правовой помощи объединениям граждан;
распространение и пропаганда законности и правопорядка.
Адвокатура в Польше
В Польше традиционно сложилось, что правовую помощь оказывают два юридических профессии, каждая в определенном объеме. Это профессии адвоката и правового советника. Кроме представителей этих юридических профессий, юридическую помощь в несколько ограниченном объеме могут оказывать лица с высшим юридическим образованием ( субъекты хозяйственной деятельности ), а также зарубежные юристы.
Профессии адвоката и правового советника были закреплены законами, соответственно: Закон право об адвокатуре от 26 мая 1982 г., а также Закон о правовых советников от 6 июля 1982 г. Обе эти профессии создан согласно принципам профессионального самоуправления. Устройство органов профессионального самоуправления адвокатов и правовых советников очень похож. Похожи также предпосылки доступа к обоим этих профессий, профессиональная этика и основы дисциплинарной ответственности. Основной разницей является объем правовой помощи, предоставляемой адвокатами и правовыми советниками. Адвокат может оказывать по основы все виды правовой помощи. Объем правовой помощи, которую предоставляет правовой советник, был с самого начала образования этой профессии ограничен, хотя постепенно происходило его расширения. На сегодняшний день правового советника, по сравнению с профессией адвоката, ограничивает лишь то, что он не может выступать в качестве защитника по уголовному делу.
Современный строй адвокатского самоуправления, на который позже равнялась также профессиональная корпорация правовых советников, свои основания черпает еще с устройства адвокатуры межвоенного периода. Основные идеи устройства адвокатуры и доступа к профессии адвоката, сохранились и поныне, содержались еще в Декрете Начальника Государства от 24 декабря 1918 г. В деле временного устава Палестры (адвокатуры) Польского Государства.
Согласно положениям действующего законодательства, устройство адвокатского самоуправления выглядит следующим образом. Общенациональным органом адвокатуры являются:
Краевой Съезд Адвокатуры (орган, выбирает другие общенациональные органы);
Выше Адвокатская Рада (представительный праводавчий и исполнительно-контрольный орган);
Высший Дисциплинарный Суд (высший орган дисциплинарной юрисдикции адвокатов);
Выше Ревизионная комиссия (орган осуществляющий контроль финансовой и хозяйственной деятельности Высшего Адвокатской Рады).
Территориальной единицей адвокатского самоуправления палата адвокатов. Палату адвокатов составляют адвокаты и адвокатские заявители (помощники адвокатов), осуществляющих деятельность на территории округа палаты, территориальный радиус действия которой определяет Высшая Адвокатская Рада, исходя, прежде всего, с территориального деления судебной администрации. На практике это выглядит так, что палаты адвокатов охватывают территорию, как правило, соответствующую округов апелляционных судов. Органы палаты: собрание палаты, состоящие из профессионально активных адвокатов а также представителей других адвокатов; окружная адвокатская совет (исполнительный орган коллегии); дисциплинарный суд (суд первой инстанции по дисциплинарным делам адвокатов), ревизионная комиссия (орган осуществляющий контроль финансовой и хозяйственной деятельности окружной адвокатской совета).
Как уже было сказано, устройство органов самоуправления правовых советников очень похож на устройство адвокатской профессиональной корпорации. Соответственно, функции общенациональных органов самоуправления выполняют: Краевой Съезд Правовых советников, Краевой Совет Правовых советников, Высшая Ревизионная комиссия и Высший Дисциплинарный Суд. Территориальной единицей самоуправления правовых советников есть окружная палата правовых советников. Соответственно, ее органами являются: собрание окружной палаты правовых советников, совет окружной коллегии правовых советников, окружная ревизионная комиссия и окружной дисциплинарный суд.
Членами органов самоуправления адвокатов и правовых советников могут быть, соответственно, только адвокаты или только правовые советники.
Доступ к обоим названных юридических профессий традиционно зависит от выполнения кандидатом следующих предпосылок:
безупречность характера и доведения своей предыдущей поведением заверения относительно дальнейшего правильного выполнения профессии,
полное владение публичными правами, а также полная дееспособность,
наличие высшего юридического образования полученной в Польше и получения профессионального титула магистра или высшего юридического образования полученной за рубежом признанной на территории,
прохождения в Польше аппликации (соответственно - адвокатской или правовых советников) и сдача экзамена (соответственно - адвокатского или правового советника).
Адвокатура и правовая помощь в Европейском Союзе: общие положения
Национальные правовые системы стран-членов Европейского Союза предусматривают предоставление правовой помощи адвокатами в широком смысле этого слова, то есть, лицами, имеющими юридическое образование, юридический стаж, сдали соответствующий экзамен и получили право предоставления правовой помощи. Все эти требования, по адвоката (лица наделенного правом предоставления правовой помощи) устанавливаются положениями внутреннего права отдельных стран-членов ЕС и, соответственно, имеют определенные отличия между собой. Кроме того, к моменту введения соответствующих положений законодательства ЕС в этой сфере, положения законодательства в отдельных государствах принадлежащих к Европейских сообществ не предусматривали признание полномочий адвокатов которые они получили в другом государстве. Применение на практике таких основополагающих принципов, на которых основывается вся система ЕС, как - свобода передвижения людей и свобода предоставления услуг, способствовало возникновению соответствующих урегулирований в сфере свободы предоставлении правовой помощи. Это два основных акты:
Директива Европейского Экономического Союза № 77/249 (англ.) от 22 марта 1977 г. в деле облегчения эффективного использования адвокатами свободы предоставления услуг;
Директива Европарламента и Совета № 98/5/WE (англ.) от 16 февраля 1998 г. Об облегчении исполнения профессии адвоката на постоянной основе в государстве ЕС другой, чем та, в которой получен квалификацию.
В понимании обеих этих директив, понятие «адвокат» включает в себя каждое лицо, которое наделено правом осуществления профессиональной деятельности используя при этом звание, присвоенное ей в одном из государств ЕС. Например в Бельгии, Франции фр. Avocat, в Германии нем. Rechtsanwalt, в Греции греч. Δικηγόρος, в Испании исп. Abogado, в Италии итал. Avvocato т.д..
Основной задачей Директив является создание возможности оказания адвокатами юридической помощи на территории другого государства-члена ЕС, чем та, в которой получен профессиональное звание (страна происхождения).
Директивы предусматривают две возможности реализации права адвоката на оказание правовой помощи в других государствах ЕС, как страна происхождения:
оказание правовой помощи в другой стране ЕС на основании профессионального звания полученного в стране происхождения.
интеграция с адвокатурой принимающей страны.
Директива № 77/249 касается только этого первого случая. Зато, Директива № 98/5/WE более полно регулирует первую и вторую возможности. Если из содержания Директивы № 77/249 следует, что ее авторам скорее речь шла о создании возможности предоставления адвокатами спорадических правовых услуг, то, как задекларировано в статье 1 Директивы № 98/5/WE ее целью является упрощение осуществления профессии адвоката на постоянной основе, будучи само-трудоустроенным в государстве ЕС другой, чем та, в которой получен профессиональную квалификацию.
Первый вариант, который содержат Директивы предусматривает, что адвокат может оказывать правовую помощь на территории другого государства ЕС на основании профессионального звания получено в стране происхождения. В этом случае, адвокат обязан пользоваться исключительно профессиональным званием, которое он получил в стране происхождения в выражении государственным языком страны происхождения в четкий способ, чтобы избежать переплутання его с званием адвоката, что существует в принимающей стране. При этом варианте, адвокат может оказывать спорадические правовые услуги, или осуществлять практику на постоянной основе.
Статья 5 Директивы 98/5/WE предусматривает, что адвокат, который осуществляет практику на основе звание полученного в стране происхождения, осуществляет ту же профессиональную деятельность, и адвокат, практикующий на основании профессионального звания присвоенного в принимающей стране и, в частности, может предоставлять юридические консультации по праву страны происхождения, права ЕС, международного права, а также права принимающей страны. Этот принцип содержит также и некоторые исключения: директивы категорически и однозначно не предоставляют адвокатам права выступать перед каждым судом в ЕС, однако, относят решение этого вопроса в компетенции национального права отдельных стран ЕС.
Так, Директива 77/249 (статья 5) так же, с остальными, как Директива 98/5/WE (статья 5) предусматривает возможность для принимающей страны устанавливать для адвоката из другой страны ЕС требование сотрудничества адвокатом, который получил полномочия в этой стране. Также принимающая страна наделена правом устанавливать ограничения относительно возможности адвоката из другой страны ЕС выступать перед высшими судами и осуществлять функции, связанные с составлением актов об управлении имуществом умершего или об установлении или перенос права собственности на недвижимое имущество.
Согласно Директивы 98/5/WE, адвокат, желающий практиковать в другом государстве ЕС, как и в которой он получил полномочия, должен зарегистрироваться в соответствующих органах принимающей страны (статья 3).
Также, согласно статье 5 Директивы 77/249, принимающая страна может требовать, чтобы адвокат был представлен в соответствии с местными обычаями и принципами председателю соответствующего суда, или председателю соответствующей корпорации (совета) адвокатов в принимающей стране.
Второй вариант осуществления профессии адвоката на территории другой страны ЕС, как страна происхождения предусматривает интеграцию адвоката с адвокатурой принимающей страны.
Возможности интеграции посвящено содержание статьи 10 Директивы 98/5/WE, согласно которой адвокат, практикующий на основании профессионального звания, который действительно и постоянно в течение трех лет на территории принимающей страны осуществлял профессиональную деятельность, которая касалась права этой принимающей страны или права ЕС, освобождается от выполнения требований, предусмотренных статьей 4 (1) (b) Директивы № 89/48/EEC (англ.) от 21 декабря 1988 г. Оценка того, адвокат действительно и постоянно практиковал в принимающей стране, а также оценка его готовности к продолжению профессиональной деятельности в этой стране осуществляется путем проведения квалификационной беседы с представителями соответствующих публичных или корпоративных (профессиональных) органов принимающей страны.